bluedrag (bluedrag) wrote,
bluedrag
bluedrag

Музыка серебряных спиц

Я тут вспоминал недавно о своей велосипедной поездке на Ниагарский водопад в 2009 году, и понял, что так никогда и не написал о ней в одном месте. (Я начал писать очень подробные и интересные заметки в этом журнале, но пока писал, сильно заболел, чуть не сдох, и так и остановился посередине.)

Попробую восполнить этот пробел, но сначала попробую ответить на более философский вопрос, который мне собственно и задал тот канадский пограничник: а зачем вообще ездить в велосипедные походы? Каков смысл?

* * *

Люди любят путешествовать. Я уверен, что и у тебя, читатель, есть много знакомых, которых возбуждает идея полететь на самолёте в другие страны, сесть в машину и втопить газ по пустой ночной трассе, ведущей, кажется, в бесконечность, или, если они более старомодны, войти в купе поезда дальнего следования, разложить чемоданы и поудобнее устроиться у окна, предвкушая, как мимо покатятся города, леса, поля и горы. Знакомые, которые мечтательно смотрят вслед пролетающим самолётам и уходящим за горизонт рельсам.

Похожее чувство испытываю я, отправляясь в велосипедный поход. Неважно, что было за месяц — за день — за час — за минуту до этого — стресс на работе, тоска об отсутствии смысла жизни, нервные сборы или просто приступ лени, непреодолимое желание завалиться на кровать и закрыть глаза — как только шины касаются асфальта, ступни врастают в педали и калитка родного дома остаётся за спиной, настроение моментально преображается. Как монтажёр кинофильма склеивает скотчем два разные кадра, так и из души моментально исчезают все предыдущие заботы, без следа, как и не было их. Я в пути, на велосипеде. Другая жизнь, другая точка отсчёта, другой смысл. Другая цель.

Как доехать до пункта назначения, который лежит в сотнях и сотнях миль? Как преодолеть казалось бы бездонную пропасть между здесь и там? Левая нога нажимает на педаль, потом правая нога, левая, правая. Пространство гибко и пластично, оно простирается за горизонт и сжимается до кромки колеса. Левая нога, правая. Езда на велосипеде на дальние дистанции, медитативное занятие, сравнимое только с бегом и ходьбой пешком. Неудивительно, что все три снимают депрессию так, как никогда не сможет самолёт и машина. Спортсмены-велосипедисты концентрируются на собственном теле, на производительности ног, на сбалансированности велосипеда. Я никуда не спешу, ни на чём не концентрируюсь. Пространство становится одномерно, сливается со временем в прямую дороги, душа растворяется в окружающих её милях, милях, оставшихся позади и милях, простирающихся впереди, левая нога, правая, левая, правая, тело работает, а душа парит, плывёт невесома из пункта А в пункт Б, это ещё не счастье, но уже чувство спокойного, полного удовлетворения. Жизнь (чувствует душа) так, как была задумана изначально.

Важно иметь ясную, осмысленную цель путешествия (круговые заезды, просто возвращающиеся обратно, не так интересны), и очень хорошо, когда удаётся начать прямо от дома. Тогда чувствуешь, что это всё, от А до Б, оно твоё и принадлежит тебе по праву, все мили преодолены своими силами, все пожитки проехали с тобой в сумках на багажнике, и путешествие обретает небывалую цельность и осмысленность. Для меня это важно, и во время путешествия, и после — ощущение собственного достижения. Моего и ничьего больше, в нашей современной жизни очень нечастое ощущение. Для других отпуск начинается с покупки билета. Я выкатываю велосипед за калитку.

И как антоним медитации — всегда можно остановиться. На машине пронесёшься мимо и не заметишь ни красивых цветов на обочине, ни водопада за деревьями, ни маленького магазинчика у одинокой фермы. Велосипед позволяет проезжать достаточные расстояния, но при этом не меняет человеческого масштаба восприятия реальности. И, что очень важно, не создаёт никакого барьера между тобой и жизнью. Чтобы тебя ни окружало — люди, дома, поля, реки, горы, солнечный зной, прохлада заката, дождь и снег — продолжает окружать тебя и на велосипеде. Путешествуя на машине, вычитаешь себя из пейзажа. Путешествуя на велосипеде, добавляешь себя в пейзаж. Всегда сидишь в первом ряду, всегда 360-градусный обзор, всегда свежий воздух.

Как у любого небоскрёба и у любого моста, у природы, у жизни есть свой ритм, своя частота колебаний. Она естественна для тела и души, но когда ходишь на работу, ложишься и встаёшь по расписанию, браузишь интернет и смотришь телевизор, едешь в машине и летишь на самолёте, тебя окружают колебания много сильнее, и они легко заглушают естественный пульс земли. И вот находишь в себе силы всё это отбросить, хотя бы ненадолго, сложить пару комплектов одежды, зубную щётку, палатку и спальник в багажные сумки и выкатить велосипед за калитку, возвращаешься к натуральному ритму жизни, впадаешь с ним в резонанс, слышишь его в оглушительной тишине, чувствуешь всем телом. Левой ногой, правой. Левой, правой.

* * *



Вот каков был бы, наверное, мой честный ответ на вопрос канадского пограничника. Пожалуй, я правильно сделал, что отвечать не стал.

Ещё по теме: рассказ о бревете (заезде) на 400 км за день.

На фото: велосипедная дорожка у р. Мохок под дождём.
Tags: bike, niagara, photo, text
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments