bluedrag (bluedrag) wrote,
bluedrag
bluedrag

Китобойное дело

Когда я писал о «Моби-Дике», обещал сказать пару слов о китобойном промысле. Может, это всё общеизвестные истины, но для меня в своё время было открытием.

Киты были этакой нефтью до открытия нефти, волшебным природным ресурсом. В частности, их масло использовалось для освещения, в качестве машинного масла, для защиты металла от ржавчины, ну и в кулинарных и медицинских целях. Особенно ценилось специальное спермацетовое масло, sperm oil, которое добывали из кашалотов, sperm whale. (Никакого отношения к сперме оно не имела. Просто надо привыкнуть к этом слову.)

В общем, мне кажется, только открытие нефти и спасло мировую популяцию китов от полного уничтожения. Карикатура в тему: киты празднуют открытие нефти в Пенсильвании (1861 год).



Поразительным образом — в отличие от нефти, океаны как бы принадлежат всем — мировой китобойной столицей стал маленький кусочек земли на северо-востоке США: остров Нантакет, города Ферхейвен и впоследствии Нью-Бедфорд (все в штате Массачусетс) и Саг-Харбор на Лонг-айленде (штат Нью-Йорк). Я в первую очередь имею в виду расцвет китобойного промысла: XVIII век и первые две трети XIX.

Китобойный корабль в чём-то был самым крутым кораблём в мире. Китобойные плавания продолжались по два, три года, обычно без захода в цивилизованные порты. Крошечный Нантакет превратился в пограничный город: здесь США граничили с Южной Америкой, Северной Европой и Полинезией. Этот факт резко изменил культурные нормы XIX века. Мелвилл подробно описывает, как люди всех национальностей, рас и даже вероисповеданий были равны и на берегу, и на китобойном судне. Не зря он сделал своих трёх гарпунщиков — индейцем, негром и полинезийцем. И это были уважаемые люди, — безусловно выше его самого и его героя, простого матроса!


(иллюстрация 1835 года отсюда)

(Не могу не рассказать анекдот про моего любимого Джошуа Слокума, хотя казалось бы, какое отношение он имеет к китам... Если помните, он построил свою лодку «Спрей» в Ферхейвене, но потом перегнал её в Бостон и там зарегистрировал: он решил, что в его кругосветным путешествии Бостон будет гораздо более узнаваемым местом. Так вот, когда он добрался до островов Тихого океана, случилось непредвиденное: о Бостоне там знали весьма приблизительно. Это что, где-то рядом с Ферхейвеном? — спрашивали его местные. Они учили географию по китобойным кораблям.)

Как и с нефтью, деньги текли рекой. Кое-что перепадало и простым людям, но основную часть получали китобойные капитаны. Они богатели, выходили в отставку, строили себе роскошные особняки и покупали китобойные корабли: становились инвесторами. Денег текло ещё больше.

А потом, естественно, мир переключился на собственно нефть. Нантакет моментально превратился из всемирно известного места в никому ненужное захолустье без каких бы то ни было экономических перспектив.

Ему повезло: в ХХ веке местные жители сделали хитрый разворот и постепенно переосмыслили остров как место отдыха миллионеров. Теперь там опять всё хорошо.

А вот Нью-Бедфорд так и не оправился и до сих пор лежит в руинах.
Tags: melville, slocum
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments