bluedrag (bluedrag) wrote,
bluedrag
bluedrag

Песах

За отсутствием новых мудрых мыслей повторяю (под катом) те, которые были раньше.

Всех, кто празднует — с праздником!

А тем, кто не празднует: хотя Песах, безусловно, абсолютно еврейский праздник, посыл его абсолютно универсальный и гуманистический. Освобождение из рабства здесь и сейчас, в нашем поколении, нашими руками и с Божьей помощью.

За нашу и вашу свободу!




Originally posted by bluedrag at Мы не рабы
Как-то вовремя не собрался записать свои мысли — Песах уже давно прошёл — но лучше уж поздно, чем никогда.

Так вот, каждый год на Песах мы читаем пасхальную Агаду, и Агада каждый год настойчиво обращает наше внимание, что исход из Египта (который мы, вроде бы, и празднуем) — не историческое событие, случившееся давным-давно с нашими предками, а то, что происходит с нами здесь и сейчас. «В этом году — рабы, в будущем году — свободные люди». «В каждом поколении человек должен считать, что это лично он вышел из Египта».

Если всерьёз задуматься над этими словами, а не просто повторять их, сложно избавиться от когнитивного диссонанса. Вот — мы: высокооплачиваемые профессионалы в самой свободной стране мира, и вдруг «в этом году рабы». Мы кто угодно, только не рабы. Как же это понимать?

Начнём со слова «рабы». Еврейские рабы были весьма непохожи на то, что нам приходит в голову, когда мы слышим это слово — на негров на плантациях. У евреев были свои дома, частная собственность (в том числе скот и драгоценности), они женились на ком хотели. Им платили зарплату, давали какие-то социальные гарантии. Да, имел место экономический спад, работы были нелёгкими и зарплаты урезали, но в общем и целом жизнь продолжалась. От голода никто не умирал.

И вот является странный человек Моисей — то ли варвар из пустыни, то ли египетский провокатор — и говорит им: Давайте, евреи, бросайте всё, что у вас есть. Лех леха — идите себе в пустыню. Бог в помощь.

Да ты что, Моисей, с дуба рухнул? А как же мы будем выплачивать наши ипотечные кредиты?

И если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, то сложно отделаться от мысли, что вся воспоследовавшая сверхъестественная механика — и ожесточённое сердце фараона, и уж тем более десять казней египетских — были призваны вовсе не убедить египтян отпустить евреев, а убедить евреев уйти.

Последний и самый убедительный аргумент: маца. Уходить евреям пришлось так быстро, что тесто не успело подняться. Пришлось обойтись пресными лепёшками. Но вот ведь какое дело: евреи жили к тому времени в Египте больше двухсот лет. Противостояние Моисея и фараона продолжалось никак не меньше нескольких недель, а то и месяцев. И что же, за все эти недели и столетия не нашлось времени, чтобы испечь нормальный хлеб? Да никуда уходить не собирались, вот и не нашлось. И только когда во всех египетских домах матери взвыли над телами своих первенцев, тогда наконец дошло: надо бежать, бежать, не оглядываясь.

Так и у нас, в каждом поколении. Работа, и квартира, и счёт в банке. Рабство не снаружи, рабство в душе, которую засасывает круговорот повседневных дел. И вот приходит к нам наш Моисей, и говорит негромко и неразборчиво — у Моисея же были дефекты речи, он бормотал и заикался — говорит нам: брось всё, что ты нажил за свою жизнь. Оставь дом свой. Иди в пустыню служить своему Богу. А мы затыкаем ему рот, делаем вид, что не слышим. Мы отвечаем: да ты сначала научись говорить по-человечески. Мы отвечаем: у нас же дети и родители. Кредит на машину, кредит на дом, плата за университет, медицинская страховка.

И так может продолжаться целый год. Но потом весной мы открываем Агаду, и она говорит нам: Послушайся и услышь, выбери свободу по доброй воле. А то либо так и помрёшь в Египте, и ты, и дом твой, и скот твой. Либо разверзнется небо и явит тебе в качестве последнего аргумента ужасные чудеса.
Tags: jewish
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments