bluedrag (bluedrag) wrote,
bluedrag
bluedrag

В декорациях моря

Дружище recoder попенял мне, что я ничего уже давно в жж не пишу. Конечно же, жутко приятно, когда кто-то обращает на это внимание.

На что я честно ответил, что писать как-то и не о чем. Мореходный сезон никак не начнётся, за окном с неба падает невразумительная субстанция, а о политике я дал зарок никогда не писать. На что он заметил, что о политике по нашим временам писать ничего не надо, и так всё понятно, можно просто опубликовать пустой пост. Мы даже название для него придумали: «Кто не понял, тот поймёт».

По зрелом размышлении, однако, я решил, что публикация такого поста всё равно нарушит запрет на политический посты, и поэтому таковой пост так и не был написан и опубликован.

Чтобы (находясь в ожидании открытия навигации) как-то восполнить вакуум, давайте я вам расскажу про старый добрый фильм «Шоу Трумана» (1998). Я его тогда и посмотрел в кино, а сейчас собрался и пересмотрел в результате размышлений над «Миром Дикого Запада».

Помнится, тогда, в молодости, когда я смотрел его, он показался мне весёлой комедией.

Теперь ровно тот же самый фильм воспринимается как чёрная депрессивная трагедия. Вся жизнь человека, семья, друзья — сплошная беспросветная ложь, он не понимает этого, но интуитивно чувствует, хочет бежать, натыкается на стену непонимания и презрения со стороны этих самых друзей и близких, да и бежать невозможно, выхода нет, планы, казавшие смелыми и решительными, вначале обещавшие успех, умирают, не родившись, — самолёты не летают, автобусы не едут, все дороги перекрыты, и даже последний, самый смелый план, побег на парусной лодке (о, как же это задевает за живое) лишь обнажает фальшь и подделку всей жизни.

«Мы долго плыли в декорациях моря, но вот они, фанера и клей» (БГ).

Как и «Мир Дикого Запада», «Шоу Трумана» затрагивает всё те же старые темы — реальность окружающего нас мира, природа современной индустрии развлечений. В МДЗ парк населён роботами, а в «Трумане» людьми, но они ведут себя как роботы, повторяют заранее прописанные сюжетные циклы без особой способности к импровизации.

Интересный факт: в обоих фильмах играет один и тот же актёр, Эд Харрис, и играет очень важные, но противоположные роли. В «Трумане» — бога-демиурга по имени Христоф (что естественно сразу же навело комментаторов на параллели с Иисусом Христом), создавшего свой искусственный мир и провозгласившего полный контроль над ним. В МДЗ — Человека в Чёрном, дьявола, бросившего открытый вызов богу-демиурга того мира (которого в свою очередь виртуозно играет Энтони Хопкинс). Совпадение?

Насколько в МДЗ полно насилия и чернухи, настолько в «Шоу Трумана» всё family-friendly, и все добродушно улыбаются, даже его жена старается улыбаться, хотя уже и держится из последних сил. Эта общая стилистика обманула молодого меня двадцать лет назад, но теперь я уже мудрее. Меня не обманешь. Когда мне говорят, что выхода нет, я внимательно слушаю.

Если вы вдруг не смотрели этот фильм, посмотрите. Ну, а я задумал эксперимент. Когда Труман пытается сбежать из всего мира на парусной лодке, она буквально упирается бушпритом в стену (очень мощный пример овеществления метафоры). Так вот, я хочу попробовать проделать это сам и выяснить, есть ли там стена на самом деле.

Марлон: Так когда же ты уезжаешь?

Труман: Всё не так просто. Надо накопить денег, всё тщательно спланировать. Я же не могу просто так взять и уехать. (Видя скептицизм Марлона.) Не волнуйся, я уеду, обязательно уеду. Просто мне нельзя спешить.
Tags: movie
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments