bluedrag (bluedrag) wrote,
bluedrag
bluedrag

Наши острова: Зáмковый

Если помните, есть у меня проект: побывать на всех островах Бостонской бухты, все их изучить и описать для вас.

Прошлой сезон как-то нашла на меня такая тоска, что до начала судоходного сезона остаётся ещё так много месяцев, что я сел на велосипед и поехал исследовать один из островов, до которых можно доехать на велосипеде.

И вот опять. Зима, холод, мрак, тоска. Ни цветов, ни запахов. Отчаянно уже хочется прикоснуться рукой к туго надутому парусу, вдохнуть полной грудью острый запах моря.

За неимением всего этого в наших северных широтах, пришлось опять прибегнуть к моему двухколёсному судёнышку и отправиться на нём на исследование Зáмкового острова.

Эта поездка на Замковый остров произошла в январе 2017 года. В ноябре мы с Джереми успешно повторили её. Следующий отчёт основан в основном на моей первой, январской поездке с добавлением ноябрьских фотографий, а также фотографий, сделанных с воды в течение прошлого сезона.

В своё время, пока его не соединили с материком, Замковый остров был одним из ближайших к Бостону островов. В наши дни мимо него проходит каждое судно, идущее в Бостон или из Бостона. По этой причине за прошедшие годы вы неоднократно видели его на моих (и моей команды) фотографиях. Например, на этой фотографии — вид на Замковый остров из внутренней Бостонской бухты. Справа — пришвартованный эсминец британского ВМФ «Неустрашимый», изготовленный по технологии stealth (на радаре выглядит как рыболовецкая шхуна), возвращающийся с первого боевого задания по патрулированию Фолклендских островов и заглянувший к нам по дороге домой, а также контейнеры морского порта.


Замковый остров в 2012 году



А вот более свежая фотография, несколько под другим углом, к югу от судоходного фарватера. На ней видно самолёт, идущий на посадку и практически задевающий верхушку форта, и выходящее из внутренней бухты круизное судно.



Замковый остров уже давно не остров. На него и высадится-то с лодки практически невозможно. На Замковый остров надо добираться на машине, на автобусе — ну или на велосипеде. Вот и я поехал.

Мой путь шёл через центр Бостона, мимо железнодорожного вокзала, через пару каналов, сквозь район, ставший недавно популярным у программистских стартапов, выставочно-гостиничный комплекс, мимо морского круизного терминала (в прошлый раз там было пришвартовано аж три круизных судна, а теперь никого… не сезон, наверно), странных строений, обнесённых колючей проволокой с табличками «въезд запрещён без разрешения охраны», и, наконец, мимо высокой стены вокруг Бостонского грузового морского порта. Сразу после порта и начался Замковый остров — начался, как и положено приличному острову, парковкой, а за ней уже возвышался форт.

Как остров дошёл до такой жизни? Вот три морские карты, показывающие его трансформацию.

1775 год. Хорошо видно, что это именно остров. Интересно, что ближайший к нему кусок суши ещё не относится к Бостону.



1896 год. Кусок суши заметно разросся и стал частью Бостона (район Южный Бостон). На остров ведёт дамба (или мост?). Другая дамба соединяет сушу с крохотным клочком земли под названием Head Island, Головной остров, к югу от Замкового острова (на карте даже не подписан по причине своей незначительности).



Наши дни. Замковый остров уже больше не остров, хотя и подписан таковым на морской карте. Бостон подошёл к нему вплотную и слился с ним. Дамба из города на Головной остров осталась, и добавилась ещё одна: между Замковым и Головным островами.



* * *

Теперь про форт. На всех картах на острове видны защитные сооружения. Их постройка началась в 1634 году, всего через четыре года после основания города Бостона.

История основания форта замечательно передаёт патриархальную простоту тех ранних колониальных времён. В июле 1634 года отряд из двадцати человек под предводительством губернатора посетили Замковый остров и пришли к выводу, что это прекрасное место для крепости. Присутствующие скинулись по 5 фунтов стерлингов на строение укреплений.

От кого собирались обороняться колонисты в Бостонской бухте? Уж явно не от индейцев. Думаю, уже тогда они подозревали, что наибольшую опасность для британской колонии представляла сама метрополия.

Изначальный форт (который называли просто «Замок») неоднократно перестраивался. Его очередную инкарнацию, построенную в 1701 году, назвали замок «Вильям». (Может быть, точнее переводить название форта как замок «Вильгельм», так как он был назван в честь английского короля Вильгельма III. Да, «Вильям» и «Вильгельм» по-английски — одно и то же слово).


Английский король Вильгельм III (правил в 1689–1707 годах)

Мне так и не удалось понять, было ли название «Замковый остров» дано до или после строительства на острове фортов-замков — в литературе встречаются противоречивые утверждения на этот счёт.

Замковый остров принял косвенное участие в событиях Американской революции. В марте 1770 года в Бостоне произошла так называемая «Бостонская бойня» (Boston Massacre) — столкновения народных толп (колонистов) с вооружёнными британскими войсками, закончившиеся смертью нескольких колонистов. Обстановка в городе накалилась до предела, и правительство было вынуждено, во избежание дальнейшего кровопролития, эвакуировать войска из Бостона на Замковый остров. Бостонская бойня была одним из первых событий в череде, приведшей к революции (Бостонское чаепитие, блокада Бостонской бухты, далее со всеми остановками).

Революционеры, как известно, победили. В марте 1776 года англичане эвакуировались из Бостона и Бостонской бухты. В качестве прощального подарка они подожгли замок «Вильям» (а также Бостонский маяк).


Замок «Вильям» 20 марта 1776 г. (зарисовка современника, сделанная в те дни)

После революции форт перестроили и переименовали. Естественно, нельзя же революционные форты называть именами старорежимных царей! Нужно было что-то более вдохновляющее: форт «Независимость» (Fort Independence).


Замок «Вильям» в 1789 г., непосредственно перед окончательной перестройкой и переименованием

В войнах форт больше не участвовал, а мирная жизнь крепостей достаточно скучна, так что упомяну только один интересный эпизод: в 1827 году в форте служил восемнадцатилетний Эдгар По. Во время службы он услышал легенду о дуэли, состоявшейся в форте между двумя офицерами: популярным и непопулярным. Непопулярный офицер убил популярного, и тогда сослуживцы в качестве мести замуровали его заживо в подземелье форта. Эта история вдохновила По на один из его известных рассказов — «Бочонок амонтильядо». Википедия утверждает, что легенда фактически неверна: дуэль действительно имела место, но победителя никто не замуровывал, — впрочем, кто же в наши просвещённые дни верит Википедии!

В 1890 году федеральное правительство передало остров и форт «Независимость» городу Бостону, но затем при каждой новой войне изымало его обратно. Таких войн было как минимум три: Испано-американская война (1898), Первая и Вторая мировые войны. Во время Второй мировой войны в форте находился командный пункт обороны Бостонской бухты, а также размагничивательная станция (degaussing station) — на таких станциях с кораблей снимали магнитное поле, чтобы уменьшить вероятность подрыва на мине.

После Второй мировой войны форт ни разу не использовался в военных целях, а пространство Замкового острова вокруг него стало парком. Поэтому мы можем смело перенестись в январь 2017 года и посмотреть, что же я увидел, приехав на остров.


Форт «Независимость»



Ворота в форт оказались запертыми. Его открывают для посещений летом по выходным дням — а сейчас, выходит, не сезон. Так что форт остался неисследованным внутри. Придётся вернуться сюда ещё один раз, летом.





Фрагмент стены.



Летом здесь полно народа, а сейчас тут гуляет всего пара человек. Обратите внимание на пушки на крыше по центру.



Те же пушки, направленные на ведущий в Бостон фарватер, более подробно.



Остатки старого причала. Теперь причала нет, пришвартоваться к острову невозможно, приходится приезжать на велосипеде.





* * *

На Замковом острове есть несколько памятников, но самый заметный из них — обелиск в честь великого бостонского судостроителя Дональда Макея (1810–1880). Он стоит перед фортом и хорошо виден с фарватера Бостонской бухты (см., например, самую первую фотографию).


Дональд Макей. Рельеф на памятнике и фотография (ок. 1850–1855)

За свою карьеру Макей построил более тридцати судов, в основном клиперы. Все они перечислены на памятнике. Клиперы Макея были одними из лучших в мире, и многие из них вошли в историю. Вот некоторые из них.

«Великая республика» (1853) — самый большой клипер в истории.


Картина маслом Джеймса Баттерсворта (ок. 1853)

Клипер «Летающее облако» (1851) установил рекорд на маршруте Нью-Йорк — Сан-Франциско (89 дней 8 часов; естественно, до открытия Панамского канала).


Картина маслом Джеймса Баттерсворта (1859–60)

Клипер «Повелитель морей» (1852) достиг самой большой скорости в истории парусных кораблей: 22 узла (41 км/ч). Он был первым кораблём, который прошёл больше 400 морских миль за 24 часа.



Верфь Макея находилась в Бостоне, в районе под названием Восточный Бостон; в том же районе он и жил. То, что памятник ему стоит на берегу океана, и мимо него проходят все суда, входящие в Бостон, — по-моему, очень правильно.


Вид от форта

(Замечание в скобках: в пошлом октябре мы пошли гулять в Восточном Бостоне, и что же мы видим?! Эпическое полотно, изображающее клипер «Летающее Облако» и (надо полагать) Бостонской маяк на фоне настоящей, функционирующей верфи.



Дональда Макея все ещё помнят в Бостоне.)

* * *

Если вы обратили внимание на карте сверху, к острову примыкает искусственный залив (Pleasure Bay), почти полностью замкнутый дамбами из города на Головной остров и с Головного острова на Замковый. Летом на городской части залива находится весьма популярный пляж. Сейчас отлив, и океан со свистом выливается из залива сквозь узкий проём в дамбе. Еле уловимый запах моря пробивается через депрессивную стерильность бостонской зимы.



Береговая линия (фрагмент).




Фото Джереми

Беседка с метеорологической станцией на Головном острове — клочке земли, соединённом дамбами с Южным Бостоном и Замковым островом.



Та же беседка на Головном острове, вид с воды в начале октября. Счастливые солнечные дни!



Вид с острова на Бостон. Слева (на заднем плане) — небоскрёбы Prudential и Hancock, в центре — деловой центр, справа — контейнеры и краны Бостонского грузового порта. Интересно, что покупку каждого нового крана администрация порта должна согласовывать с FAA (Федеральным управлением гражданской авиации): над портом самолёты заходят на посадку в Международный аэропорт им. Логана, и летят они очень-очень низко.



Эти же контейнеры за стеной от острова.



Самолёты, заходящие на посадку, летят здесь очень-очень низко.



Как видит, вокруг острова оживлённый трафик: самолёты, контейнеровозы, круизные суда. Как я уже упомянал, такое впечатление, что их стало больше: в последние время в круизном терминале в нескольких кварталах от Головного острова часто можно увидеть три больших круизных судна, пришвартованных одновременно.

Трафика много, но сразу бросается в глаза, чего на острове нет: машин.

Джереми был на островной экспедиции впервые, поэтому испытал это чувство сильнее, чем я: чувство неспешности, спокойствия, вырванности из городской жизни.

Из всех островов Бостонской бухты Замковый остров, пожалуй, наименее остров. Он присоединён к материку, он часть Бостона, туда легко доехать на машине и на автобсуе. Она даже не входит в состав Парковой зоны островов Бостонской бухты.

Но, несмотря на это, островная магия всё ещё работает. В случае с Замковым островом для встречи с магией даже не нужна лодка. Достаточно приехать сюда, прислонить велосипед к изгороди, перешагнуть через невидимую черту — и оказать в другом мире.


Наши велосипеды. Фото Джереми

* * *

Возвращаемся с нашей прогулки по дамбе к Головному острову.

Красная кнопка экстренного вызова полиции (в синем столбе) запитана от солнечных батарей и ветряка.



Холодное зимнее солнце заходит за форт Независимость.



Солнце и действительно зашло. Стало темно и холодно. Я сел на велосипед и поехал домой, считать дни до начала сезона.

А вам оставлю напоследок фотографию, которую я снял пару недель назад с самолёта, заходящего над кранами грузового порта на посадку в аэропорт им. Логана. На ней хорошо видная характерная пятиугольная форма форта. Сам Замковый остров ограничен стеной порта слева, парковкой снизу и уходящей за край фотографии дамбой справа.


Замковый остров (и контейнеры в примыкающем к нему порту) в январе 2017 г.


This entry was originally posted at https://bluedrag.dreamwidth.org/312532.html. Please comment there using OpenID.
Tags: clipper, island, photo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments